Это интересно

СТОЛЬКО СВЕТА В СЕРДЦЕ ЛЕТА….

В ГОСТЯХ У НИНЫ МИХАЙЛОВНЫ ГРИШИНОЙ

КАК ПОЯВИЛАСЬ БУДЁНОВКА?

После Октябрьской революции, в 1918 году, большевики создали Рабоче-крестьянскую Красную армию. Для нее потребовалось особенное обмундирование, которое должно было значительно отличаться от формы Белой армии. Народный комиссариат по военным делам РСФСР объявил конкурс. По обозначенным комиссией требованиям форму разработали художники Виктор Васнецов, Борис Кустодиев, Михаил Езучевский, Сергей Аркадьевский и другие. 18 декабря 1918 года Реввоенсовет наконец утвердил все составляющие нового обмундирования, в том числе и зимний головной убор — буденовку. Это был суконный шлем, который по форме напоминал шлем русских богатырей, поэтому сначала его прозвали «богатыркой». Новую форму первыми получили военные части под командованием Михаила Фрунзе, поэтому шлемы также стали именовать «фрунзевками». Затем головные уборы отправили в Первую конную армию Семена Буденного, в честь которого шлем и получил свое самое известное название. Буденовки изготавливали из сукна защитного цвета на ватной подкладке. Верхушка шлема состояла из шести сферических треугольников, спереди был овальный козырек, а сзади к шее спускался назатыльник с удлиненными концами, которые застегивали под подбородком. Также назатыльник можно было сложить и пристегнуть к двум пуговицам. Над козырьком буденовки нашивали суконную звезду. Сначала она была синей, а затем ее цвет стал зависеть от рода войск. Так, у пехотинцев звезда была малиновой, у кавалеристов — синей, у артиллеристов — оранжевой, у инженеров и саперов — черной, у броневых сил — красной, у летчиков — голубой, а у пограничников — зеленой. Поверх суконной звезды крепили медную красную звездочку с перекрещенными плугом и молотом в центре. В 1922 году их заменили серп и молот. Такая звездочка символизировала принадлежность бойца к Красной армии.  Иван Георгиевич Дроздов. «Первые красноармейцы. 1918 год.» 1924 Однако некоторые современные историки считают, что буденовки появились еще до революции. Во время Первой мировой войны, чтобы поднять патриотический дух в стране, царские власти использовали в пропаганде древнерусскую тематику, в том числе и образы былинных богатырей. Существует теория, что тогда, примерно в 1915–1916 годах, по заказу Двора Его Императорского Величества Виктор Васнецов разработал суконные шлемы, стилизованные под старорусские. В них солдаты Российской императорской армии должны были маршировать в победном параде по Берлину. Но в армию головные уборы так и не поступили, а вместе с новыми парадными шинелями остались лежать на складах, где их якобы и нашли большевики. Средств, чтобы отшивать форму, после революции не было, поэтому Лев Троцкий решил взять это обмундирование в качестве основы для Красной армии. Однако никакие документальные подтверждения этой версии ни в архивах царских ведомств, ни в архивах Временного правительства не сохранились. Согласно теории, все упоминания могли уничтожить, чтобы не дискредитировать идеологию Красной армии, символом которой была буденовка. Ее часто изображали на агитационных материалах, призывавших рабочих и крестьян вступать в ряды красноармейцев. Одним из самых знаменитых стал плакат «Ты записался добровольцем?», который создал художник Дмитрий Моор в июне 1920 года. Однако уже через 20 лет после создания буденовки полностью вышли из употребления. Их заменили на меховые шапки-ушанки, а шинели — на ватники и полушубки.

ГДЕ И КАК ЗАРОДИЛАСЬ ТРАДИЦИЯ ПРАЗДНОВАТЬ НОВЫЙ ГОД

По мнению историков, традиция отмечать Новый год зародилась более 4 тысяч лет назад в Месопотамии. Затем эстафету принял Древний Рим, где праздновать наступление Нового года начали еще до нашей эры. В Древнем Риме о начале нового года извещал верховный жрец, который сам выбирал дату его наступления и мог изменять его продолжительность. Позднее римляне стали праздновать Новый год 1-го марта, а в 153 году н.э. отправной точкой года было выбрано 1-е января. Такую дату выбрали по причине того, что в этот день проходили выборы нового консула и он принимал присягу. Таким образом, римлянам было удобно считать время правления консула. Кстати, именно древние римляне положили начало нашему новогоднему обычаю, гласящему: «как Новый год встретишь – так его и проведешь»! Потому они веселились, устраивали пиры, дарили друг другу подарки. В летописях Светония, к примеру, сказано, что «император Август на Новый год получал в подарок от своих подданных сундук с монетами». На Руси Новый год вначале тоже праздновали 1-го марта, а в 1492 его перенесли на 1 сентября, совместив с праздником урожая. Новый год отмечали изобильным осенним столом и заслуженным отдыхом после тяжелых полевых работ. Но, как известно, с 1700 года Петр I повелел праздновать «новолетие» 1 января. Он же ввел так называемые «новогодние каникулы»: 7 дней всем было велено веселиться, гулять и праздновать, палить из пушек или любого другого оружия в воздух, поджигать смоляные бочки, устраивать балы и вечеринки. Чем мы до сих пор благополучно и занимаемся!

КАК ПРАЗДНОВАЛИ НОВЫЙ ГОД В ИНСТИТУТЕ БЛАГОРОДНЫХ ДЕВИЦ

Воспитание в институтах благородных девиц (перед революцией их насчитывалось около сорока) было по-настоящему элитарным. Это значит, что институтки подчинялись жесткой дисциплине и очень много работали. Поэтому праздников они ждали особенно сильно. Круглый год девочки просыпались в семь утра в холодных спальнях-дортуарах, быстро одевались, умывались студеной водой и спешили на завтрак. Уроки, легкий обед, чтение, короткая прогулка, скудный ужин, молитва, сон… И так — день за днем. Тем долгожданней были праздники. Правила предписывали, кроме крайних случаев, не отпускать воспитанниц домой. Поэтому все торжества отмечались в институтских стенах. Самыми ожидаемыми были зимние — Рождество, Святки, Новый год. Готовиться к праздникам начинали рано. Институтки предвкушали редкое удовольствие — принарядиться. Целый год они ходили в одинаковых форменных платьях и с одинаковыми прическами. Сами институтки говорили, что волосы у них «прилизаны, как у коров». В институтах было положено одеваться и причесываться самостоятельно, без горничных, в облике культивировалась простота. А под Новый год разрешалось, как тогда выражались, «костюмироваться». Девочки продумывали наряды, которые делали сами: костюмы цветков и бабочек, цветочниц и китаянок, джигитов и цыганок… Родственники и классные дамы закупали необходимое для шитья. И начиналась работа. Карнавальный костюм должен был быть недорогим. Эффект достигался фантазией и стараниями. Богачки порой пытались принарядиться попышнее. Но институтские порядки этого не дозволяли: как-то дочь донского казацкого атамана появилась на празднике в роскошном костюме турчанки, украшенном бриллиантами. Строгая начальница сняла с нее украшения, отдала их матери и наказала ей никогда так не наряжать дочь, пока та учится в институте. В начале ХХ века в моду вошли «живые картины», и на Новый год их готовили с особой радостью — Снегурочка, снежинки, заснеженный лес с его обитателями, седой старик Дед Мороз… Кроме костюмов, старшие институтки сами делали елочные украшения. Традиционно в каждом дортуаре устанавливали свое дерево, и классы соревновались, стремясь украсить его понаряднее. Особую елку устраивали в лазарете. Елки наряжались в конце декабря, и свечи на них зажигали минимум на неделю. В некоторых институтах в конце века появилась новинка — электрическое освещение, тогда елки стали украшать лампами. Для младших классов елку наряжали классные дамы. Описание такого вечера можно прочесть в повестях Лидии Чарской, учившейся в петербургском Павловском институте. Она рассказывала, как вечером девочек, замирающих от ожидания чудесного, вели к большим дверям главной залы. Под звуки рояля тяжелые створки распахивались, и перед восхищенными взглядами являлась огромная, под потолок, елка, сверкающая множеством огней. На ветвях висели золоченые бонбоньерки, орехи, мандарины, яблоки, самодельные игрушки. Старшие институтки в новогоднюю ночь наряжались и надевали маски. В эту единственную ночь они были относительно свободны — в их распоряжении был весь институт. Обыкновенно эти заведения размещались в старинных дворцах, с высокими потолками, бесконечными коридорами, множеством комнат, соединенных переходами. Весь год девочкам дозволялось перемещаться лишь в ограниченном числе помещений: между дортуарами, классами и столовой, и то лишь в оговоренное время. Теперь же они могли бегать по коридорам, заглядывать в самые потаенные уголки, играть в прятки в недоступных прежде и оттого особенно заманчивых местах. Прячась под масками, девочки подшучивали над окружающими, иногда довольно рискованно. Но в новогоднюю ночь дозволено было и это! Большой радостью для девочек была вкусная еда. Обычно в институтах они никогда не ели досыта. Как правило, их стол был скудным и не слишком разнообразным. В воспоминаниях постоянно встречается, как им все время хотелось есть. Но на праздники их кормили совершенно иначе. Перед танцами — легкий бульон с пирожками, а после — жареная дичь, телятина, гуси, пирожные. Они пили шоколад, а то и прямо в дортуарах перед сном, в нарушение всех запретов, лакомились присланными гостинцами. Местное дворянство почитало долгом слать институткам гостинцы на праздники, даже если среди них не было родственниц, — все знали, сколько там сирот и детей бедных родителей. Некоторые дети никогда не получали подарков из дома! Благотворители присылали корзины, полные конфет, засахаренных фруктов, паштетов, булочек, орехов, марципанов. Девочки делили лакомства между собой. Приближалось Рождество. Нарядные и притихшие, девочки шли в институтскую церковь. После торжественного богослужения, батюшка разъяснял им смысл праздника. Звучал хор. Музыке в учебной программе всегда отводилось очень важное место, и хоры воспитанниц нередко заслуживали похвалы профессиональных музыкантов. Одна из мемуаристок вспоминала, что такого «стройного задушевного пения», как в институте, она больше не слыхала.Как праздновали Новый год в институтах благородных девиц В 1860-х годах, спустя век после основания институтов, воспитанницам позволили уезжать домой на праздники. Теперь в новогодние дни институты постепенно затихали. Но всегда находилось немало тех, кто оставался — сироты или те, кому было далеко ехать. В праздничные дни они вставали поздно — в половине десятого утра. Ходили в церковь, на прогулки, читали, играли, собирались в кружок и рассказывали друг другу страшные истории, которые переходили им по наследству от прежних поколений институток. Устраивались экскурсии, их водили в театр и цирк. В начале ХХ века кинематограф проник и в женские институты — так что были и киносеансы. При этом классные дамы каждый день занимались со своими питомицами: проводили диктанты, читали, играли на рояле. В каждом дортуаре было пианино, поэтому устраивались танцы. Девочки дарили друг другу подарки, придумывали сюрпризы, обменивались лакомствами. Праздники выходили чудесными.

ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН. БАЛ В ЖЕНСКОЙ ГИМНАЗИИ

«…мне вспоминается бал в женской гимназии, – первый бал, на котором я был. Дни стояли тоже очень морозные. Возвращаясь после ученья домой, мы с Глебочкой нарочно шли по той улице, где была женская гимназия, во дворе которой уже выравнивали сугробы по бокам проезда к парадному крыльцу и сажали в них два ряда необыкновенно густых и свежих елок. Солнце садилось, все было чисто, молодо и все розовело – снежная улица, снежные толстые крыши, стены домов, их блестящие золотой слюдой стекла и самый воздух, тоже молодой, крепкий, веселящим эфиром входивший в грудь. А навстречу шли из гимназии гимназистки в шубах и ботинках, в хорошеньких шапочках и капорах, с длинными, посеребренными инеем ресницами и лучистыми глазами. И некоторые из них звонко и приветливо говорили на ходу: «Милости просим на бал!» – волнуя этой звонкостью, будя во мне первые чувства к тому особенному, что было в этих шубах, ботинках и капорах, в этих нежных возбужденных лицах, в длинных морозных ресницах и горячих быстрых взглядах, – чувства, которым суждено было впоследствии владеть мной с такой силою…» В женских гимназиях, как в мужских нужно было носить форму. За основу было взято кофейное платье девушек из Института благородных девиц, только вместо шелкового его сделали шерстяным, в зависимости от моды и веяний времени платья постоянно менялись, упрощались и укорачивались. Общий формат утвердили только в 1896 году. В Елецкой женской гимназии бывал Бунин и уже признанным писателем. В январе 1896 года, возвращаясь к семье в Огнёвку (ныне деревня Становлянского района) из Петербурга, где он выступал на собрании литераторов в пользу переселенцев с чтением рассказа «На край света» и завоевал успех, отдал в печать сборник рассказов под тем же названием, он остановился в Ельце и попал на гимназический бал «уже знаменитостью». «Вы – честь нашей гимназии», – сказал ему директор, учителя жали ему руку, а гимназисты таращили глаза: «Настоящий писатель!» – барышни млели, а он, много лет не танцевавший, неожиданно для себя стал носиться то в польке, то в вальсе, то в grand rond…» Через год он вез из Петербурга только что вышедший сборник своих произведений и вновь оказался на традиционном гимназическом балу в январе 1897 года. Бунин, давным-давно вышедший из гимназии в 4-м классе, без аттестата зрелости, принёс в гимназию и вручил директору, учителям свою серьёзную книгу, наглядно свидетельствовавшую, что он по-своему достойно завершил гимназический курс и по праву получил признание гимназического начальства: «Вы – наша гордость!»

А ВЫ ЗНАЕТЕ С КАКОЙ СКОРОСТЬЮ ВЫЛЕТАЕТ ПРОБКА ИЗ БУТЫЛКИ ШАМПАНСКОГО?

Шампанское – самый торжественный напиток, ведь именно его мы пьем в Новый год, загадывая желания под бой курантов, шампанским чествуют молодоженов, поливают победителей, его разбивают на удачу о борт нового судна, пьют на самых важных церемониях. И каждый раз, когда рядом открывают бутылку шампанского, мы невольно зажмуриваемся, ожидая хлопка и молниеносного вылета пробки. Часто мы даже не успеваем понять куда она полетела — настолько быстро это происходит. Вы знаете: какова же скорость вылета пробки из бутылки шампанского? Оказалось, что по этому поводу проведено немало опытов и физических исследований. Внутри бутылки шампанского находится около 50 миллионов пузырьков углекислого газа, которые образовались в результате вторичного брожения. Таким образом, шампанское внутри находится под давлением примерно 6 атмосфер (для сравнения — в шинах автомобиля давление 2,2 атмосферы). Соответственно, средняя скорость вылета пробки равна приблизительно 40 км/ч или 13 м/с. При охлаждении шампанского давление внутри падает и пробка вылетает с меньшей скоростью. Для обратного эффекта стоит взять теплое шампанское и тогда (если шампанское при этом ещё и взболтать) пробка вылетит со скоростью 100-120км/ч. Этот эффект часто используют при награждении пилотов «Формулы-1»: при сильном давлении пробка вылетает мгновенно и почти всё шампанское разбрызгивается вокруг с большим пенообразованием, обливая победителей.

«В ЛЕСУ РОДИЛАСЬ ЕЛОЧКА»

История «ёлочки» уходит корнями в 1903 год, когда стихотворение впервые было напечатано в новогоднем номере журнала «Малютка», подписано загадочными инициалами «А. Э.». Под псевдонимом скрывалась 25-летняя поэтесса Раиса Адамовна Кудашева. Раиса Адамовна родилась в дворянской семье литовского княжеского рода Гедройцев в 1878 году, получила гимназическое образование и работала педагогом, а в советское время — библиотекарем. Она любила писать, но не хотела известности, поэтому узнала о том, что её произведение завоевало популярность только через 20 лет, когда случайно услышала, как его поёт девочка. Стихотворение же превратил в песню (спустя два года после его издания, в 1905 году) русский биолог, агроном, музыкант-любитель, потомственный дворянин Леонид Карлович Бекман. Он не знал нотной грамоты, но, сидя со своей маленькой дочкой за фортепиано, ради развлечения сочинил мелодию для «ёлочки». Повезло, что жена Леонида Карловича была профессором Московской консерватории и она записала ноты получившейся мелодии. После этой импровизации супруги начали придумывать мелодии для других детских стишков и впоследствии издали несколько сборников детских песен, ставших широко популярными. Благодаря этим сборникам «ёлочка» и разошлась среди детей всей страны. Стихотворение было впервые опубликовано под настоящим именем поэтессы в 1941 году (спустя 38 лет после первого издания). Известность же и признание пришли к писательнице лишь в конце 1950-х годов, когда были напечатаны два интервью с ней: одно — в «Огоньке», другое — в «Вечерней Москве». За всю жизнь Раиса Адамовна Кудашева издала около 200 детских песенок, рассказов и сказок.

СЕКРЕТНЫЙ МИСТИК ИЗ ЕЛЬЦА

Александр Васильевич Барченко родился в 1881 году в городе Елец в семье нотариуса. С юности он увлекался оккультизмом, хиромантией и астрологией, а потом изучал паранормальные способности человека, разработал приборы, позволявшие экспериментально проследить эффект телепатии, и провел ряд сенсационных опытов, связанных с изучением телепатических волн. Участвовал в экспедициях на Кольский полуостров, Тибет, пещеры Крыма, Алтай… искал мифическую Гиперборею. Барченко писал рассказы и повести о тайных пещерах в Гималаях и на Русском Севере, о подземных хранилищах сокровищ мировой цивилизации, об отшельниках, замуровавших себя в скалах. В 1938 г. его арестовали. После завершения следствия, Александр Васильевич получил карандаш и увесистую стопку бумаги, а расстреляли его, на следующий день после завершения исповеди. С тех пор рукопись никто не видел. По официальной версии она не сохранилась, потому что была сожжена с другими архивами НКВД в трагическом 41-м, когда немцы вплотную подошли к Москве.

КАК ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ МАГНАТ В ЕЛЬЦЕ ГИМНАЗИЮ ПОСТРОИЛ.

Братья Поляковы — сыновья торговца из еврейского местечка под Оршей разбогатели на винных откупах, стали купцами I гильдии, получили возможность избавиться от местечковой оседлости и обрели свободу передвижения. Но из-за массовых протестов общественности винные откупы сошли на нет. Тогда один из братьев — Самуил Соломонович Поляков решил попробовать свои силы на организации подрядов при строительстве железных и шоссейных дорог. У расторопного подрядчика все получилось. Стал получать подряды от барона фон Мекка. Всего за свою жизнь Самуил Поляков построил 9 крупных железных дорог общей протяженностью более 4 тыс. км и стал владельцем нескольких частных железнодорожных сетей. У Полякова было одно из самых солидных состояний на то время, оценивавшееся более чем в 30 млн руб.: наличность, недвижимость, ценные бумаги. Его окрестили железнодорожным королем и сравнивали с американским миллиардером Вандербильдом. Помимо своей «основной» деятельности, Самуил Поляков известен и как один из крупнейших российских филантропов. За свою жизнь он потратил около 3 млн руб. на строительство учебных заведений, музеев, госпиталей, театров. В 1869 году Поляков на свои собственные средства основал в Ельце первое железнодорожное техническое училище, готовившее среднетехнические кадры первоначально по 3 специальностям (машинистов, дорожных мастеров и телеграфистов) для всей сети железных дорог. В Ельце им была основана первая классическая мужская гимназия и женское ремесленное училище, что указывает на особую любовь Полякова к нашему старинному купеческому городу, ставшему своеобразным географическим центром железнодорожной сети, построенной Поляковым. Мужская гимназия стала путёвкой в жизнь для Ивана Бунина и Михаила Пришвина, философа Сергия Булгакова, наркома здравоохранения Николая Семашко, одного из лидеров кадетов Андрея Шингарёва, ректора Московского Госуниверситета Алексея Бутягина (1934-1943 гг.). За свою предпринимательскую и благотворительную деятельность Поляков получил генеральский чин тайного советника (3-й чин в табели о рангах), который давал право на потомственное дворянство, ордена Владимира III и Станислава I степени, был почётным гражданином более чем десяти губернских городов. Уже после его смерти последовавшей скоропостижно в апреле 1888 года, Поляков был скупо оценён современниками как «самородок редкий и по способностям и по характеру». К сожалению, эта оценка не смогла спасти имя Полякова от исторического забвения. Сегодня имя и деяния этого строителя не увековечено на огромных железнодорожных пространствах России. Хотя в топонимике Юго-Восточных железных дорог можно встретить название станции Графская, названой в честь первого министра почт и телеграфов графа Толстого, и станции Сомово, названой в честь предводителя Воронежского губернского дворянства, оказавших активнейшее содействие Полякову в его бизнесе.

«ФАУСТ» ИЗ ЕЛЬЦА.

Ершов Иван Васильевич (1867-1943 гг.), российский советский оперный певец, педагог. Народный артист СССР. Являлся одним из лучших российских лирических теноров. Современники часто называли его Шаляпиным среди теноров. В 1884 -1888 гг. он учился в Елецком железнодорожном училище и получил диплом помощника машиниста. Иван Васильевич вспоминал: «Детство мое было тяжелым. Я был в семье «лишним ртом». Моя мать работала прислугой в семье обедневших помещиков. Я собирался стать железнодорожным машинистом. Уже сдал экзамены на звание помощника машиниста и неоднократно выезжал на линию, управляя паровозом». «Я был одним из тех кухаркиных детей, — говорил Иван Васильевич, — которых царское министерство народного просвещения на пушечный выстрел не подпускало к гимназиям и университетам». Его матушка обладала красивым голосом и с детства прививала сыну любовь к музыке. Он часто пел в церковном хоре и даже выступал в любительских концертах. На одном из таких концертов судьба свела И.В.Ершова с пианисткой, профессором Петербургской консерватории Н.В.Панш, обратившей внимание на талантливого юношу. И это решило его судьбу. С рекомендацией Н.В.Панш Иван Ершов отправился в Петербург к великому пианисту Антону Григорьевичу Рубинштейну. Об этой встрече Иван Васильевич позднее вспоминал: «Оглядел он меня с головы до ног и спрашивает: «Так вы хотите с паровоза на оперную сцену?» Попытаюсь, говорю, вдруг получится. «Ну, а что вы мне можете спеть?» Я предложил два романса Шуберта, которые любил петь для себя — они очень лиричны. Рубинштейн сам сел за рояль и стал аккомпанировать. Когда я кончил, он похвалил, но как-то неуверенно: «Хорошо, чувство есть, но по этим вещам трудно определить ваш голос…» Тогда профессор С.И.Габель — он был тут же, тоже слушал меня — попросил исполнить что-нибудь из оперных арий. Я знал арию Ионтека из оперы Монюшко «Галька» — по слуху выучил. Теперь уже Габель сел за рояль и подыграл мне. В конце арии я вставил верхнее до, которого нет у автора. Это самодеятельное до меня и вывезло, потому что они сразу смогли определить мой диапазон». По настоянию А.Г.Рубинштейна талантливый юноша был принят в Петербургскую консерваторию в класс С.И. Габеля. По бедности ему было назначена стипендия в 15 рублей в месяц и бесплатный обед. В 1891 г. Иван Ершов был удостоен стипендии им. Н.Н.Фигнера. Он начал участвовать в ученических спектаклях и на него обратил внимание главный дирижер императорского Мариинского театра Э.Ф.Направник, который направил молодого человека брать уроки пения у известного оперного певца и педагога Е.К.Ряднова. В 1893 г. И.В.Ершов окончил Петербургскую консерваторию. В апреле этого же года был назначен его дебют на сцене императорского Мариинского театра в партии Фауста в одноименной опере Ш.Гуно. Но дебют прошел неудачно. Как писал известный критик и музыковед А.А.Гозенпуд: «Молодой певец не произвел выгодного впечатления. Ему посоветовали отправиться для совершенствования в Италию». В конце 1893 г. на средства мецената К.А.Варгунина Иван Ершов был направлен в Милан, где четыре месяца совершенствовался в вокальном искусстве под руководством вокального педагога Ч.Росси. Там он некоторое время выступал в театрах Турина и Реджио-нель-Эмилиа. Иван Васильевич активно оттачивал свое певческое искусство в Италии, но итальянской вокальной школы, чьей целью было пение ради пения, он так и не принял. Несмотря на соблазнительно выгодные предложения зарубежных импресарио, высоко оценивших талант русского певца, И.В.Ершов вернулся в Россию. В апреле 1895 г. И.В.Ершов вновь дебютировал в императорском Мариинском театре, вновь в операх Ш.Гуно «Фауст» и «Ромео и Джульетта». Причем в партии Мефистофеля выступил другой дебютант — молодой бас Федор Иванович Шаляпин. На этот раз Иван Васильевич Ершов был принят в состав Петербургской императорской труппы. На сцене Мариинского театра он выступал 34 года и снискал себе неувядаемую славу. Певца нередко сравнивали со всемирно известным тенором Франческо Таманьо, причем подчёркивали, что И.В.Ершов значительно более музыкален. Творческая жизнь И.В.Ершова на оперной сцене продолжалась свыше тридцати пяти лет. С 1915 г. он вёл педагогическую работу, преподавал в Петроградской, позднее ставшей Ленинградской консерватории. Он являлся одним из создателей Оперной студии Ленинградской консерватории. Среди его учеников были: В.А.Давыдова, М.А.Довенман, А.П.Иванов, В.Н.Кудрявцева (Лемешева), Т.Н.Лаврова, А.А.Мацкевич, И.Е.Пичугин, С.П.Преображенская, К.Е.Цветов. Иван Васильевич Ершов был очень разносторонним человеком. В историю русской культуры он вошел не только как певец. Также он был великолепным художником. Известны его пейзажи, натюрморты, портреты маслом и карандашом. В 1910 г. его работы были показаны на выставке Товарищества художников. Иван Васильевич Ершов скончался в 1943 г. во время Великой Отечественной войны в эвакуации в Ташкенте. Ему было 76 лет

 Кустодиев Борис Михайлович. Портрет И.В.Ершова в образе Зигфрида. Холст, масло. 257х204. 1908.

ПОЧЕМУ НЕУГОДНЫХ РУССКИМ ЦАРЯМ ЖЕН И ДОЧЕРЕЙ ССЫЛАЛИ В МОНАСТЫРЬ?

Неизвестный художник. Парсуна с изображением Евдокии Лопухиной. XVIII век

Жизнь русских княгинь и княжон была тесно связана с монастырями. Еще до крещения Руси княгиня Ольга основала в 960 году монастырь в окрестностях Пскова. Супруга Ярослава Мудрого Ирина первой в великокняжеском доме приняла постриг, и именно после этого появилась традиция уходить в монашество перед смертью как среди князей, так и княгинь. По собственной воле в начале XII века тайно удалилась в монастырь 12-летняя дочь князя Полоцкого Евфросиния и в основанной ею Спасо-Преображенской обители обучала послушниц грамоте, искусству и ремеслам. Уйти в монастырь, а затем принять постриг означало не только формально произнести монашеские обеты и постричь волосы в знак принадлежности к церкви. Инок или инокиня символически «умирали» для мирской жизни и посвящали себя служению Господу — под новым именем за стенами обители. Предсмертный же постриг давал грешному мирянину шанс на смягчение участи в загробной жизни. Однако такой акт нередко становился орудием для достижения вполне «земных» политических целей — как на Руси, так и в Византии. Первым «громким» случаем «насильного» пострига стало дело Соломонии Сабуровой. В 1505 году на традиционном смотре невест ее выбрали женой Василия III. За 20 лет супружеской жизни она не смогла родить наследника, за что попала в немилость великого князя. Оформить развод тогда было непросто, даже поговаривали: «Женитьба есть, а разженитьбы нет» или «Муж с женою — что мука с водою: сболтать сболтаешь, а разболтать, не разболтаешь». Боярская дума поддерживала решение Василия III о расторжении, а церковнослужители — нет. Тогда впервые в отечественной истории митрополита Варлаама лишили сана, а Соломонию Сабурову насильно постригли в монахини под именем Софии и сослали в Покровский монастырь Суздаля. «Огорчаясь бесплодием супруги, он заключил ее в один монастырь в суздальском княжестве, в тот самый год, в который мы приехали в Москву (т. е, в 1526 году). Она плакала и кричала, когда митрополит в монастыре резал ей волоса; а когда он подал ей кукуль , она не допускала надеть его на себя и, схватив кукуль и бросив его на землю, топтала его ногами. Иоанн Шигона, один из первостепенных советников, негодуя на этот поступок, не только сильно бранил ее, но и ударил плетью, прибавив: Смеешь ли ты противиться воле государя и медлить исполнением его приказаний? Когда Соломония спросила, по какому праву он ее бьет? он отвечал: По приказанию государя. Тогда с растерзанным сердцем, она объявила перед всеми, что надевает монашеское платье не по желанию, а по принуждению, и призывала Бога в мстители за такую несправедливость.»  Сигизмунд Герберштейн. «Записки о Московии», 1549 год Василий III после этого женился на Елене Глинской, которая через четыре года родила ему первенца — Ивана Грозного. У того на протяжении жизни было множество фавориток и четыре официальных брака, хотя по церковному канону разрешалось жениться лишь трижды. Прецедент, созданный отцом, Грозный использовал несколько раз для избавления от неугодных ему при дворе женщин: обратил в монахини своих жен Анну Колтовскую и Анну Васильчикову, сослал в суздальскую обитель двух невесток царевича Ивана — Евдокию Сабурову и Феодосию Соловую. «Уж что это у нас в Москве приуныло, Заунывно в большой колокол звонили? Уж как царь на царицу прогневился, Он ссылает царицу с очей далее, Как в тот ли во город во Суздаль, Как в тот ли монастырь Покровский. Как царица по палатушкам гуляла, Жалобнехонько царица причитала: «Ох вы гой еси, каменныя палаты, Белы-каменны палаты, грановиты! Уж, знать, мне по вас, палатушкам, не гуляти, За кипарисными столами не сидети, Мне сахарного кушанья не кушати И мне белого лебедя не рушати!»    Историческая песня XVI века В Смутное время с помощью насильственного пострига устраняли политических конкурентов. После такой «смерти» возврат к прошлому был невозможен. Так, Борис Годунов против воли постриг в монахи под именами Филарета и Марфы родителей первого царя будущей династии Романовых Михаила. Лжедмитрий I сделал затворницей Горицкого монастыря дочь Годунова Ксению. Постригли в монахи и следующего правителя Василия Шуйского с супругой Марией. Самым показательным политическим постригом в XVII веке стала ссылка царевны Софьи Алексеевны. С 1682 года она была регентшей при младших братьях Иване и Петре. После стрелецкой «Хованщины» 1689 года Петр I заточил ее в Новодевичий монастырь, а во время бунта 1698 года, когда верные Софье стрельцы едва не захватили власть, указал постричь сестру в монахини под именем Сусанны. Новодевичьем монастыре. 1879 Вслед за царевной провели обряд пострижения и для сочувствовавших ей единокровных сестер — Евдокии, Марфы, Марии. «Подвел под монастырь» Петр I и свою супругу Евдокию Лопухину. После возвращения из Великого посольства по европейским странам государь хотел с ней развестись, поэтому уговаривал добровольно уйти в монахини. Однако получил отказ, и в итоге отправил ее под конвоем в уже известный Покровский монастырь в Суздале, где в июне 1699 года Евдокию постригли под именем Елены. С XVIII по начало XX веков монастыри продолжали оставаться местом ссылки опальных женщин — за прелюбодеяния, отступления от православной веры, уголовные преступления. Татьяна Григорьева.

Николай Неврев. Ксения Борисовна Годунова, приведённая к самозванцу. До 1833 г.
Борис Чориков. Пострижение Василия Шуйского в монахи. 1836
Илья Репин. Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре. 1879
 Василий Перов. Никита Пустосвят. Спор о вере. 1880–1881
 Михаил Нестеров. Великий постриг. 1898
Василий Суриков. Посещение царевной женского монастыря. 1912
Илья Репин. Выбор царской (великокняжеской) невесты. 1884–1887
 Николай Матвеев. Против воли постриженная. 1887
Клавдий Лебедев. Насильственный постриг. 1896
Алексей Транковский. Ярослав Мудрый и шведская принцесса Ингигерда (Ирина). Конец XIX

БРАВО МАСТЕР

В «Красном знамени» за 5 ноября статья о Федоровой Тамаре Куригановне — талантливом , красивом человеке и члене нашего клуба туристов «Елецкий калейдоскоп».

Дорогая Тамара Куригановна, пусть творческое вдохновение не оставляет Вас. Здоровья и сил на реализацию Ваших планов.