Бизе-сюита

24 марта 2019 г.

Воронежский театр оперы и балета

Вечер современной хореографии появился как специальный проект фестиваля «Воронежские звёзды мирового балета – 2018». Он объединяет три разных по стилю одноактных балета: «Бизе-сюита», «Болеро» и «Просветлённая ночь». В проекте задействованы молодые, но уже имеющие признание в балетном мире хореографы. Вместе с главным балетмейстером Воронежского театра, заслуженным артистом ВО Александром Литягиным в качестве постановщиков выступили – главный балетмейстер Ростовского музыкального театра, лауреат международных конкурсов Иван Кузнецов и солист Большого театра, хореограф, заслуженный артист РФ Андрей Меркурьев.

Современная хореография не укладывается в некие определённые рамки и развивается в различных стилях и направлениях – от неоклассики до contemporary dance. В данном случае, создавая современные произведения в стенах классического театра, хореографы придерживались канонов академического искусства. А первоосновой проекта была задача раскрыть возможности артистов воронежской балетной труппы, стремящихся осваивать новые грани современного танца.

Бизе-сюита

одноактный балет на муз. Ж.Бизе хореография – лауреат международных конкурсов Иван Кузнецов

Елена Лыткина (балерина, ассистент хореографа) о постановке:
«Хореографию балета можно назвать неоклассической. Возможно, сочиняя его, Иван Кузнецов вдохновлялся творчеством одного из своих любимых хореографов – Джорджа Баланчина. Поскольку любой балет рождается из музыки, визуально это произведение совпадает с классической утончённой музыкой Бизе. Но за лёгкостью восприятия скрыта сложность хореографии Кузнецова. Постановщик целенаправленно ушёл от оркестрового сопровождения. Балет идёт под звуки фортепиано для того, чтобы подчеркнуть камерность данного произведения и не перегружать его мощью звучащего оркестра.

Изначально Кузнецов выбирал между двумя названиями: «Осенняя сюита» и «Бизе-сюита». Почему «Осенняя»? Музыка диктует лёгкое, воздушное настроение, и если ассоциировать её тональность с природой – это, скорее, ранняя осень. Но хореограф в итоге назвал балет «Бизе-сюита», подчеркнув связь современного произведения с великим классическим композитором.

Болеро

одноактный балет на муз. одноимённого сочинения М.Равеля хореография – заслуженный артист ВО Александр Литягин

Александр Литягин о постановке: «Болеро Равеля натолкнуло меня на мысль провести зрителей по кругам бездонного виртуального зала, собравшего произведения мирового искусства. Но это будет не поэтапная экскурсия от какого-то одного более раннего стиля к последующему, а столкновение различных, иногда полярных эпох и стилей. Сюжет построен на конфликтах между вечным и сиюминутным, между началами созидающими и разрушающими. Контрасты становятся резче по мере нарастания энергии, исходящей от музыки. Чем в итоге обернётся противостояние? Надеюсь, зрители, посмотрев спектакль, найдут ответ на этот вопрос».

Просветлённая ночь

одноактный балет на муз. одноимённого сочинения А.Шёнберга хореография – заслуженный артист РФ Андрей Меркурьев

Андрей Меркурьев о постановке: «Что касается «Просветленной ночи» Шёнберга, я долго не знал, как к ней подступиться. Только вслушиваясь в музыку ещё и ещё, я начал ее чувствовать и нашёл, как мне кажется, нужный язык. Изначально я поставил этот балет в Перми на Дягилевском фестивале, потом перенёс балет в столицу. Секстет Шёнберга написан на стихотворение Рихарда Демеля, и в музыку заложена определенная история, которую я как хореограф трансформирую по-своему. Но мне не хотелось бы раскрывать, как именно – интересно оставить зрителям возможность и пространство для интерпретации. Надеюсь, что публика оценит, какое это красивое сочинение».